Ватикан: площадь и собор святого Петра

Самое маленькое государство мира и столица самого большого духовного царства. Средоточие художественного наследия человечества. Десятки тысяч шедевров великих мастеров и необъятное хранилище библиотеки и архива цивилизации. Остров спокойствия и мира в бурном океане суетной жизни. Самый посещаемый город Земли. Все это - Ватикан.

Ватикан: площадь и собор святого Петра

Город-государство Ватикан расположился в центре Рима, на правом берегу Тибра. Он берет свое название от Ватиканского холма, известного еще со времен этрусков. Как независимая страна он утвердился 11 февраля 1929 года. Его население не превышает тысячи человек. 

Ватикан - это три тысячи удивительнейших залов, и хотя для туристов открыты далеко не все, самая "беглая" экскурсия рассчитана на три часа. Поэтому величия Ватикана иногда даже опасаешься: он и тех глыб культуры, стоя перед которыми, думаешь не столько о том, как туда войти, но каким образом потом выйти.

vatycan.jpg

Ворота святого Петра

Ворота святого Петра были самым важным входом в этот город еще в средневековье. Через них паломники входили на большую площадь, и глаза их блестели от слез: путешествие, длившееся долгие месяцы, с риском для жизни из-за болезней и нападений разбойников наконец благополучно завершено.

95581599_original.jpg

Площадь святого Петра

Площадь святого Петра - самая красивая площадь в мире перед самым большим храмом христианства. Она рассматривается как наиболее гениальное творение Бернини среди всех оставленных им в Ватикане.Скульптор украсил площадь колоннадой из 284 колонн, над которой удобно расположились 140 статуй святых. Если встать ровно в центр площади, увидишь внушительный ряд колонн. Сделаешь несколько шагов в сторону - из-за каждой выглядывают еще три. Итого четыре ряда. Все это напоминает невероятную оптическую игру.

52b2de6e81b66427856818_600_400_0.jpg

Обелиск

В центре высится самый драгоценный элемент площади - обелиск. Единственный "немой свидетель" мученичества апостола Петра, который был распят головой вниз, а также массовых казней первых христиан, которые происходили перед этим "шпилем". Монолит из красного гранита весом 327 тонн и высотой 25 метров был привезен из Египта на огромном плоту по воле императора Калигулы, предшественника Нерона, который захотел украсить им свой цирк. Обелиск, который когда-то зловеще освещался человеческими факелами последователей Иисуса, теперь видит восхваление мучеников и победу Креста. Свое нынешнее место перед Собором св. Петра этот гранитный великан занял в 1586 году, куда он был перенесен ценой неимоверных усилий. С его шпиля сняли бронзовый шар, в котором якобы хранился пепел Юлия Цезаря, а на его место поместили частицу Креста, на котором был распят Христос. Что ж, если бы камни умели говорить, обелиску было бы что нам рассказать.

zoom_piazza_san_pietro_obelisk.jpg

Собор святого Петра

Собор св. Петра хранит драгоценнейшие для человечества произведения искусства. Например, справа от входа можно увидеть всемирно известную скульптуру Микеланджело "Пиета". Ему было 24 года, когда он выточил эту композицию из глыбы мрамора: Дева Мария держит на коленях остывшее тело своего сына Христа. Это единственная работа великого мастера, на которой он поставил свою подпись. Все остальные его творения узнавались по манере исполнения. Сейчас эта небольшая по размеру скульптура находится под пуленепробиваемым стеклом. Такие меры предосторожности приняли после того, как один маньяк по непонятной причине бросился на нее с молотком.

evidenza31-620x473.jpg

В 1940 году при раскопках в подвалах собора была обнаружена гробница. Верующие убеждены, что это и есть мощи святого Петра - хранителя ключей от Рая. Могила апостола - место паломников со всего света. Есть поверье: если потереть о надгробье какой-либо предмет, он становится талисманом-оберегом. В Соборе есть также скульптура сидящего Петра. Туристы стремятся прикоснуться к его правой ступне, - одни считают, что после этого апостол прощает все грехи, другие верят, что исполнится любое загаданное желание.

Через некоторые из шестнадцати окон купола проникает солнечный свет в виде лент, напоминающих лестницы, которые спускаются с неба к молящимся. Когда Стендаль вошел в Собор св. Петра впервые, то у него возникло настолько сильное впечатление, что он записал: "Нельзя не читать религию, которая создала такие вещи. Ничто в мире не может сравниться со внутренностью Собора святого Петра. Даже после годового пребывания в Риме я проводил в нем целые приятные часы". Французский романист советовал проходить прямо под купол, "садиться на деревянную скамейку и отклонять голову на спинку". "Посетитель, - говорил он, - сможет и отдыхать, и одновременно с удовольствием созерцать огромный свод, господствующий над ним. Даже обладая малым запасом духовности, все же нельзя не быть потрясенным увиденным здесь".

1314088902_6c761934fa31.jpg